9 класс. Человеческие голоса



Воспринимаемые человеческим ухом звуки располагаются в среднем в
диапазоне от 20 до 20 000 Гц, а речевые частоты – приблизительно в
диапазоне от 125 до 8000 Гц.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок: чем
чаще колеблются голосовые связки, тем выше голос.
Певческие голоса по свойственной им высоте делятся на различные
виды. В порядке возрастания высоты мужские голоса делятся на бас,
баритон, тенор; женские – на контральто, меццо-сопрано, сопрано,
колоратурное сопрано. Звуки самого низкого мужского голоса (баса) имеют
частоту от 60 до 350 Гц, а самого высокого мужского голоса (тенора) – от 120
до 500 Гц.
Музыканты располагают звуки по октавам. Октава – это такой
частотный интервал, который соответствует увеличению частоты звуковых
колебаний ровно в 2 раза. Так, например, если мы возьмем частоту
колебаний 100 Гц и увеличим её на октаву, то получим 200 Гц. Если теперь
частоту этого звука увеличим ещё на октаву, то получим уже 400 Гц, ещё на
октаву – 800 Гц и т. д.
В зависимости от амплитуды колебаний воздушного давления
изменяется воздействие на барабанную перепонку и, соответственно,
воспринимаемая громкость звука. При изучении восприятия звуков
пользуются двумя основными понятиями, связанными с величиной звукового
давления: порогом слышимости (критическое значение звукового давления,
при котором звук еле слышен) и порогом болевого ощущения (звуковое
давление, при котором возникает ощущение боли). Чувствительность уха к
разным частотам различна: например, порог слышимости тона 50 Гц выше
порога слышимости тона 1000 Гц.
Простые колебательные движения, свойства которых можно было бы
описать конкретными значениями частоты и уровня воздушного давления,
встречаются крайне редко. В природе вообще и в речи особенно чаще всего
мы встречаемся со сложными звуками, которые являются результатом
сложения нескольких простых колебательных движений. Колебания
голосовых связок также представляют собой сложные колебательные
процессы, где основная, самая низкая, частота характеризуется самой
большой интенсивностью и определяет основной тон; колебания более
высоких частот определяют обертоны (гармоники) основного тона.
Интенсивность гармоник тем меньше, чем выше их частота.





Комментариев нет:

Отправить комментарий